Вся инфа сдёрнута с этого сайта. XII век
Столярный сырный (творожный) клей
"Отдельные детали алтаря (altar) и дверных панелей должны быть соединены сырным клеем. Делается он следующим образом: разрежьте мягкий сыр на маленькие кусочки, и промывайте их горячей водой в ступке с пестиком, постоянно доливая воду, пока она не станет чистой/не мутной (until it comes out clear). Отожмите (Thin the cheese) сыр рукой и сразу поместите его в холодную воду, чтобы он затвердел. Затем, на гладкой деревянной доске его следует растереть в малюсенькие кусочки при помощи какого-нибудь куска древесины (with another piece of wood). Поместите сыр обратно в ступку и аккуратно толките пестиком, постоянно добавляя воду, в которой разведена негашеная известь (quicklime), до тех пор, пока масса не загустеет как осадок (until it becomes as thick as lees: lees чаще всего обозначает осадок на дне винной бутылки, которую долго не тревожили - прим. перев.) Фрагменты, склеенные этим клеем, скрепились так хорошо при высыхании, что их нельзя было разъединить ни влагой, ни жаром"
Столярный клей из шкур и оленьих рогов
"После тщательной просушки этих материалов, возьмите немного обрезков шкур одного вида (the same hide) (лошади, осла или коровы), высушенных в одинаковых условиях (similarly dried), и порежьте их на части. Затем возьмите олений рог и раскрошите его на маленькие кусочки кузнечным молотом на наковальне. Ссыпьте все это в новый котелок (in a new pot) примерно до половины, а затем наполните его водой. Варите материал на медленном огне, не давая закипеть, пока примерно треть воды не испарится. Готовность проверяется следующим образом: опустите пальцы в воду, и если при охлаждении на воздухе пальцы склеиваются, то клей удался. В противном случае продолжайте варить клей до нужного результата. Затем перелейте клей в чистый сосуд, снова наполните котелок водой и готовьте по той же схеме. И так четыре раза".
1400 год
Клейстер
Возьми почти полную кастрюлю с чистой водой и хорошенько нагрей. Когда вода начнет кипеть, возьми мелко просеянной муки и понемножку высыпай в кастрюлю, все время мешая палочкой или ложкой; дай покипеть и смотри чтобы клейстер не стал слишком густым. Вылей его и налей в миску. От дурного запаха прибавь соли.
Клей для скрепления камней
Приготовляется из мастики, свежего воска и толченого, просеянного камня, хорошо перемешанных на огне. Возьми свой камень, очисти его, хорошенько нагрей и намажь этим клеем.
Клей для склеивания стеклянных сосудов
Возьми жидкого лака, немного свинцовых белил и медянки и добавь к ним краски под цвет сосуда. Размешай все это хорошо и – насколько можешь – тонко одно с другим. Склей черепки разбитого сосуда вместе, осторожно смазав их этим клеем. Дай ему просохнуть в течение нескольких месяцев на солнце и ветре.
Добавлено (23.01.2009, 03:24)
---------------------------------------------
Мездровый клей
Изготовляется из обрезков козьих морд, ножек, жил и разных обрезков кож. Все это кипятят с чистой водой столько времени, чтобы выкипело больше половины, затем, хорошо процедив, клей выливают в плоские сосуды для желатина. Дай ему постоять ночь, а утром разрежь его на куски ломтями, как хлеб, положи его на циновки, чтобы он высох на ветру, без солнца. Этот клей пригоден для многого.
Клей для гипса и для картин на дереве
Изготовляется из отбросов козьего и бараньего пергамента. За день до того, как его варить, их хорошо моют и размягчают. Затем кипятят с чистой водой столько, чтобы осталась только одна треть.
Клей для смешения с лазурью и красками
Изготовляется из оскребков козьего или овечьего пергамента. Дай ему покипеть с чистой водой, пока он не укипит на две трети. Это очень прозрачный клей.
Клей из извести и творога
Приготовляется из размягченного в воде творога. Размешай творог обеими руками дощечкой с небольшим количеством негашеной извести. Положи его между двумя дощечками, приложи их друг к другу и соедини.
Конец XVII – начало XVIII века
Клей из дубленных и невыделанных кож, с негашеной известью и без.
"Возьми кожи, продубленные в извести и положи их в теплую воду, чтобы они хорошо размокли; потом вымой их, очисти с них мясо и дрянь, какая есть, положи их в медный сосуд, наполненный чистою водою, и начинай варить. Но смотри, когда они начнут вариться и сгущаться, процеди воду сквозь волосяное сито, или полотно: иначе они подгорят. Потом налей вторую и третью воду и процеживай ее, пока кожи разжидятся совершенно. Если же не найдешь продубленных кож, то возьми и невыделанные, с ног и ушей воловых или такие, кои ни к чему не годны, лишь бы купить их подешевле, и какие бы они ни были, воловьи, овечьи, толстые, или тонкие, и выделывай их вот так. Возьми негашеную известь, насыпь ее в кадку и, налив воды, мешай ее; потом положи туда кожи и оставь их на неделю, пока вылезет из них вся шерсть; после сего вынь их, вычисти хорошенько, высуши, и, когда хочешь, делай клей, как указали мы выше. Если же ты спешишь и у тебя нет негашеной извести, то положи в воду и невыделанные кожи, чтобы они размокли, потом немного повари их, и, вынув, счисти с них жир и мясо, наконец топориком сделай на них частые нарубки, дабы они скорее сварились, но не разрубай их на отдельные кусочки, дабы тебе удобнее было процеживать воду. Так варятся кожи и делается клей. Когда же хочешь высушить его, то вскипяти его на огне, горящем не жарко, пока он ссядется. Но знай, что клей вздувается и сбегает. Посему будь тут, где он кипит, и когда вздуется, сними его с огня и погрузи дно кастрюли в холодную воду, которую надобно держать наготове, тогда он спадет. Потом опять ставь его на огонь несколько раз, пока ссядется. После этого дай ему остыть, а сам натяни нитку на дугообразный обруч и ею разрежь клей на мелкие куски, разложи их на доске и оставь на два или на три дня, пока окрепнут; потом продень сквозь них веревочку и вывесь их на воздух, чтобы высохли. Затем береги его и, когда надобно, употребляй в дело. Но смотри, приготовляй клей всегда в холодное время, ибо в жару он протухает, и впоследствии окажется негодным".
Тут приведена интересная тема про поклейку перьев на стрелы.